Sunday, December 18, 2011

Тетя Таня

Мои родители были, мягко говоря, строгими товарищами. С папой разговаривали мы редко: так как человек он был постоянно занятой, общение наше сводилось к сообщению о звонивших ему во время его отсутствия (все записывалось на бумажечку: кто звонил, зачем, что спрашивал, и желательно было записать еще и номер телефона звонившего), к проверке домашнего задания по математике и, не дай Бог, по геометрии, так как, если я что и не понимала, то папины объяснения, а общаться привык он только со своими коллегами на темы научные или со своими друзьями…ну, на другие темы... в общем, папины объяснения запутывали меня окончательно, и, конечно же, к огласке оценок за четверть, каждый раз я думала, что это в принципе был мой последний день в жизни. Мамуля была женщиной строгой и всегда соблюдала субординацию: она – мама, а я – доча, и этим все сказано.

Счастье мне было в Самарканде в доме бабули и дедули, где меня все любили, холили и лелеяли, дули в попу, покупали-приносили мне все, что просила и не просила: фрукты-дыни-арбузы-торты и т.д. и т.п. Но они все там работали, cдавали меня, хоть и в самый хороший, но все-таки детский сад, а когда я уже чуток подросла и негоже мне было ходить в такое заведение, оставалась я дома одна. Ну не с кем поговорить было…

Вот только раз в неделю, почти на целый день к нам приходила тетя Таня. То есть для кого-то она была Танькой, для кого-то - Танькой-алкашкой, для кого-то - Танькой-уборщицей. Для меня же она была тетей Таней, моей спасительницей, моим единственным собеседником, разговаривающей со мной на равных, как со взрослой. Она приходила к нам утром, начинала уборку самых дальних комнат, тщательно, шаг за шагом вылизывая каждый угол, смахивая каждую пылинку с безвкусных статуэток и ваз, выстроившихся огромными стройными отрядами на многочисленных полках. Я же следовала за ней по пятам, донимая расспросами, рассказывая какие-то истории-небылицы, в общем, всяким образом отвлекала ее от работы. Она же выслушивала меня и, как мне казалось, совершенно серьезно участвовала в наших дискуссиях, без всяких там сюси-пуси. Так продолжалось добрых часов пять, за которые она успевала привести в идеальный порядок весь дом, двор, летнюю кухню и прочие пристройки. А потом подваливал кто-нибудь из домашних, и у нас был обед. За обедом тете Тане наливали стаканчик другой чего-нибудь крепкого (что никак, между прочим, не влияло на ход наших бесед да и на качество ее работы), а потом она собиралась и спешила в другой дом, так как ее рабочий день посещением нашего дома не заканчивался.

Тетя Таня, кстати говоря, была очень начитанной дамой. Она мне рассказывала про разные книги и, хоть и безуспешно (но первый блин то - всегда комом), на какое-то мгновение даже заинтересовала меня чтением (простите, Мама и Маргарита Сергеевна). Книга, которая так запала мне в душу, была «Война Миров» Герберта Уэльса (именно классическую фантастику она предпочитала всем остальным жанрам), ее то я и выпросила почитать. Но, осилив страниц девяносто, вернула ее, не потому что она была скучной, а просто мне книги тогда в общем давались с трудом.

Я даже как-то у нее была в гостях. Она жила недалеко, в нижнем дворе, если это так можно назвать, от наших родственников. У нее всегда было очень чисто в доме. Ничего лишнего, такой минимально-минимальный минимализм, так как из дома периодически выносилось практически все, что имело хоть какую-то цену, ну, вы понимаете, чтобы добыть денег. И только книг было много: плотно стояли они, намертво прижавшись друг к другу и выставив на обозрение свои ровненькие разноцветные корешки, на дэпээсных полках советского шкафчика.

Я не знаю, сколько ей было тогда лет, так как пила она давно и постоянно, что и отражалось на лице: оно было все в морщинах как у старушки. Может и было не больше сорока пяти, но, учитывая ее образ жизни, вряд ли она дотянула бы до наших дней. Но, если все же она жива и здорова, пусть даже и не очень, хотелось бы мне думать, что сидит она вечерами в своем обтянутом зеленым сукном кресле, закутавшись в шерстяную шаль, и читает какой-нибудь роман своих любимых классиков-фантастов, а хотя бы и «Войну Миров» Уэльса.

No comments:

Post a Comment